Пятница, 17.05.2024, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя Барановой О.А.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


конспект урока по ОРКСЭ
[ Скачать с сервера (24.5 Kb) ]15.12.2019, 23:33

Класс: 4.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.

Тема урока: «Совесть».

Цель урока: формирование представлений о понятии «совесть» как важнейшем нравственном качестве характера человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоить понятие «совесть»;

-формировать у обучающихся способность сознательно выстраивать отношения с людьми на основе общепринятых моральных норм и нравственных ценностей.

Метапредметные:

Личностные:

Продолжить совершенствование умений:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- эмоционально- положительно воспринимать учение;

- высказывать свое отношение к героям, прочитанного произведения, к их поступкам;

- смыслообразование (рефлексия).

Коммуникативные:

Продолжить совершенствование умений:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета;

- слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные:

Продолжить совершенствование умений:

- ставить и удерживать учебную задачу;

- осуществлять контроль выполненных действий;

- оценивать свою работу;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные:

Продолжить совершенствование умений:

- анализировать, сравнивать, выделять главное;

- проявлять познавательную активность, самостоятельность на уроке;

- работать с различными источниками информации, понимать ее и интерпретировать.

Оборудование: карточки, проектор, компьютер

Этапы урока

Ход урока

УУД

Личностное развитие

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

I.Мотивация к учебной деятельности

Добрый день! Предлагаю начать наш урок с улыбки. Улыбка может согреть других своим теплом, показать наше дружелюбие и улучшить настроение. А хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

эмоционально- положительно воспринимать учение

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

-На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.)

- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И все же возникают вопросы:

-Каким должен быть человек, чтобы сохранить все это?

-Что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

анализировать, сравнивать, выделять главное; проявлять познавательную активность, самостоятельность на уроке

адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

эмоционально- положительно воспринимать учение

III. Выявление места и причины затруднения

- Послушайте стихотворение.

Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Высказывания детей.

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

- Три мудреца считают одним из главных качеств могут являться: разум, воля, совесть.

-А как на ваш взгляд – какое качество в человеке вы считаете самым главным?

- Какова будет тема урока? Какие учебные задачи мы будем решать на этом уроке?

соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета

работать с различными источниками информации, понимать ее и интерпретировать; анализировать

адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

IV. Построение проекта выхода из затруднения

-Ребята, как вы думаете, что такое совесть? ( 1)Это чувство, после которого человек в чем –то признается. 2) Это когда стыдно. 3) Это внутреннее состояние человека.)

- Мнений много. А где можно найти ответ на этот вопрос? (В словаре. Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка) «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».)

- А теперь посмотрим, какое толкование этому слову дает автор нашего учебника? (с.48)

- Совпали наши предположения с определением в словаре и в учебнике?

- Ребята, а что мы называем стыдом?

- Как вы считаете, можно ли между понятиями «совесть» и «стыд» поставить знак равенства? Обоснуйте свою точку зрения.

- Какое различие есть в значении этих слов?

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

работать с различными источниками информации, понимать ее и интерпретировать

эмоционально- положительно воспринимать учение

V. Реализация построенного проекта

У совести есть одна особенность - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Давайте прочитаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.

«Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

– Понимал ли герой рассказа, что поступает плохо?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести- напоминать человеку о его проступке.

– Прочитайте, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

- Можно ли увидеть совесть? (Нет.)

- Где же она живет? (В душе, в сердце.)

Физминутка

соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета;слушать собеседника, договариваться

работать с различными источниками информации, понимать ее и интерпретировать; анализировать, сравнивать, выделять главное

адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям, прочитанного произведения, к их поступкам

VI. Первичное закрепление во внешней речи

- Посовещайтесь в парах и скажите, как вы понимаете смысл этих пословиц:

1) «Совесть спит».

2) «Жить по совести».

3) «Если совесть отдыхает днем, значит ночью будет мучать».

- Что нужно делать, чтобы совесть не уснула?

- С чем можно сравнить совесть?

- Приходилось ли вам испытывать муки совести?

слушать собеседника, договариваться

работать с различными источниками информации, понимать ее и интерпретировать

осуществлять контроль выполненных действий

эмоционально- положительно воспринимать учение

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Как вы думаете, совесть есть у каждого человека?

- Какого человека мы называем бессовестным?

- Совестливый человек, это какой?

Портрет совестливого человека

- Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

Для этого поработайте индивидуально с карточками.

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный.)

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков…(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

-Зачитайте, что же у вас получилось.

(Эталон выводится на слайд.)

соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета

проявлять познавательную активность, самостоятельность на уроке

осуществлять контроль выполненных действий

эмоционально- положительно воспринимать учение

VIII. Включение в систему знаний и повторение

-Каждый человек может ошибиться, но при этом нужно видеть свою вину и уметь просить прощение. Нужно исправлять свои прошлые ошибки и не совершать новые.

- Обратимся к материалу учебника на с.49 2-й абзац.

- Какие два чувства сопутствуют совести? (Удовлетворение и неудовлетворение.)

- Как вы их понимаете?

-Почему понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

-Ребята, я предлагаю вам поработать в парах и составить синквейны на тему «Совесть».

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

работать с различными источниками информации, понимать ее и интерпретировать

эмоционально- положительно воспринимать учение

IX. Рефлексия учебной деятельности

- Наше занятие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. Домашнее задание вы можете выбрать самостоятельно:

1) Сочинить сказку на тему «Совесть пропала».

2) Подобрать стихотворение на тему «Совесть».

3) с.48-49 читать.

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

оценивать свою работу

смыслообразование (рефлексия)

Категория: Сценарии мероприятий | Добавил: Ольга
Просмотров: 79 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

О.Баранова © 2024
uCoz