Пятница, 17.05.2024, 04:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя Барановой О.А.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


доклад педагога-психолога
[ Скачать с сервера (20.2 Kb) ]15.12.2019, 23:40

Выявление и сопровождение детей«группы риска»

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

Владимир Алексеевич Солоухин

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и правильно организованная психолого-педагогическая помощь играет важную роль в предотвращении деформации личности ребенка.

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.


Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке – дети в ТЖС;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Часто этих детей ещё называют дети с девиантным поведением. Давайте разберёмся и в этих понятиях.
Поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, называют девиантным ( от лат. – отклонение).
ВИДЫ девиантного поведения, с которыми нам приходится сталкиваться в процессе нашей работы с детьми:
- деструктивное – нарушение дисциплины;
- делинквентное называют поведение, характеризуется склонностью к преступным или противоправным действиям
- аддиктивное поведение - (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды, азартные игры, в т. ч. компьютерные; сексуальное А. п.; переедание и голодание; «работоголизм» («трудоголизм»).
Можно выделить 4 типа девиантного поведения:
1. Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм.
2. Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.
3. Неагрессивное – устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.
4. Агрессивное – насилие над другими.

Социально - запущенные дети - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях.
Социально-педагогическая запущенность проявляется в несформированности у ребенка свойств субъекта деятельности общения, самосознания, то есть нарушен образ «Я». Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы.

«Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения.
Странности в поведении «трудных» подростков вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться. Многие из вас часто говорят, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую — не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает с невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.
Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?»,«Куда я иду?».
В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я ничего не значу», — это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становиться «Трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение.

Только точно определяя причину проблем каждого подростка и создавая взаимное стремление разрешения этих проблем родителями, учителями, можно помочь «трудным» подросткам.
«Трудные» дети – дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия.
Коррекционная работа с трудным школьником — это оказание ему помощи в становлении полноценным членом общества, в реализации его индивидуального потенциала.
Итак, задача школы в работе с трудными детьми заключается в создании особого педагогического пространства, повышенного внимания, особого воспитательного воздействия.

Так каким же должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка?
Итак,
1. Доминанта подросткового возраста — общение и действие. Это сензитивный период для формирования социальных навыков и умений, поэтому с уважением относитесь к праву подростка на самостоятельное мнение. С этой точки зрения целесообразно чаще использовать на уроке такие формы работы, при которых дети обмениваются идеями, суждениями, мнениями по различным проблемам.
2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке. Мы знаем, что в работе с подростками неприемлемы назидательные беседы и нравственные нотации. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир.
Со школьниками легче работать педагогу:
• Общительному
• Внимательному
• Доброму
• Оптимистичному
• Обладающему чувством юмора.
Дети уважают педагога, который:
• Держит слово, точно выполняет обещанное
• Мастер своего дела
• Энергичен, организовывает увлекательные дела
• Понимает школьников
• Внимателен к детям и тактичен
3. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Необходимо восстановить для каждого классного руководителя, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, коллективное и индивидуальное поручение, чередование традиционных поручений.
4. Подростковый возраст — уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного- другой человек, отличный от тебя — не должен становится предметом оценки «хуже он или лучше», он просто — другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.
5.И о семье. С семьей у подростка тоже могут быть сложные отношения. Сложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех взаимоотношений, в которых более всего нуждается подросток — отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта и понимания.
Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная не расположенность — все это тот фон, на котором подросток действительно становится трудным — не только для себя, но и для других.
Вот и превращается технология педагогического сопровождения в одну из ведущих в образовании; мы должны научиться помогать подростку решать его собственные проблемы так, чтобы они служили его позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих его людей.
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, т.е. при тесном сотрудничестве всех участников образовательного и воспитательного процесса, только тогда она будет эффективна.

 

Категория: Сценарии мероприятий | Добавил: Ольга
Просмотров: 92 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

О.Баранова © 2024
uCoz